Популярное

Водород против старения, болезней и смерти!

Открытие доктора Волкова - это водородная бомба, которая взорвется в каждом человеке, обновив все человечество.

Один из самых важных вопросов человечества - проблема здорового долголетия. Никто из нас не хочет болеть. От болезней пытаются избавляться по-разному. Лечебным голоданием и травами, физическими упражнениями, йогой и медитациями. Могучий клан врачей-фармакологов ищет "таблетку от тысячи болезней".

Скачать книгу Волкова

Скачать книгу Волкова-2

Женский уголок

Гомеопатия для женщин: подобное лечится подобным Биоэнергетика деревьев Гидротерапия на дому Драгоценные камни - целебные украшения «Женские» лекарственные травы Светотерапия - способ улучшить настроение Фитотерапия для женщин Цветотерапия для женщин Цветочные эликсиры для женщин

Партнеры



Нервный тик

UAUA.INFO

Говоря научным языком, тики - это спонтанные повторяющиеся быстрые движения, которые имитируют фрагменты нормального целенаправленного действия. Их делят на моторные, вокальные и сенсорные. Мы опишем примеры всех, потому как далеко не каждый, имея указанную проблему, подумает о тике. А, может, благодаря этой статье вы будете относиться терпимее к людям с "неадекватным" поведением, понимая теперь, что оно является проявлением болезни.
Итак, именно моторные тики ассоциируются в нашем сознании с понятием "тик". Классически, к ним относят моргание, подергивание головой, пожимание плечами, зажмуривание. Среди сложных вариантов их проявления - подпрыгивание, биение себя в грудь, повторение жестов и воспроизведение неприличных жестов, принюхивание, прикосновения.
Вокальные тики широко распространены, просто мало кто знает, что это они собственной персоной. Покашливание, фырканье, хмыканье, хрюканье, свист, всхлипывание, повторение собственных слов и воспроизведение непристойностей - сей список вокальных тиков можно продолжать долго. Сенсорные тики - это появление неприятных ощущений в определенной области тела, которые заставляют человека совершать движения.

Причины появления и выраженности тиков

Различают первичные и вторичные тики. Вторичные являются следствием любой органической (т.е. такой, которую можно увидеть и потрогать) патологии головного мозга: черепно-мозговой травмы, сосудистых, вирусных поражений ЦНС, приема некоторых медикаментов (психостимуляторов, нейролептиков) и др.. В таком варианте, устраняя основную причину, вы излечиваетесь от тиков. С ними проще, чем с первичными, причина которых до конца неизвестна. Поскольку в подавляющем большинстве случаев тики возникают в возрасте 7 лет (между 2 и 15 годами), в дальнейшем мы будем говорить именно о детях.
Итак, вернемся к истокам. Ребенок здоров, никаких патологий нервной системы невропатологом не обнаружено, но моргание, начавшееся месяц назад, не прекращается. Проанализируйте нижеописанные ситуации. Не узнаете ли похожую на свою?
По сути, появление тиков у деток может быть обусловлено любым психологическим дискомфортом, возникающим как результат защитной реакции организма на внутренний конфликт. Например:
1. Несоответствие мнения ребенка о себе и тех оценок, которые дают ему близкие окружающие его люди.
2. Излишняя требовательность к ребенку со стороны родителей и/или педагогов.
3. Недостаток внимания со стороны матери.
4. Нехватка возможностей для самоутверждения и самореализации.

Также причиной тиков может послужить стресс или длительное нахождение ребенка в психологически неблагоприятных условиях (переезд, появление нового члена семьи, смерть или болезнь кого-то из близких, физические травмы, использование в семье физического наказания, неблагоприятная семейная ситуация и др.).

Возникновение и выраженность тиков находятся под влиянием внешних обстоятельств. В присутствии врача или в школе тики могут подавляться, но возникают часто в условиях расслабления.

Что же делать?

Какими могут быть ваши действия до того, как Вы обратитесь к врачу? Чем Вы можете, в первую очередь, помочь своему ребенку? Для дальнейшего лечения тика необходимо изначально выявить причину его возникновения и те ситуации, в которых тик чаще всего проявляется.
Поговорите со своим ребенком. Попытайтесь узнать у него, всем ли он доволен в своей жизни. Как кроха относится к себе и - очень важно - что он думает о вашем отношении к нему?
Для формирования адекватной самооценки пытайтесь воздерживаться от оценивания его как личности. Например, если Ваш ребенок поступил плохо, не говорите: "Ты плохой", а скажите: "Это был плохой поступок, ты ведь хороший ребенок, а хорошие дети так не поступают". Старайтесь предъявлять своему ребенку только посильные для него требования, соотносите их с его возможностями и возрастом.
Не отказывайте своему ребенку во внимании. Если по каким-то причинам Вы не можете уделять малышу много времени, постарайтесь, чтобы те часы, которые Вы проводите с ним вместе, были максимально насыщены общением. Уважайте в маленьком человечке личность. Относитесь с пониманием к его желаниям сделать что-то самому или не желанию чего-то делать.
Если же причиной тиков Вашего ребенка стал стресс, постарайтесь свести его минимуму. Если это смена привычной для малыша обстановки - покажите ему преимущества нового положения (ведь во всем есть плюсы!). Научите его видеть эти позитивные стороны. Если предшественниками тиков были физические травмы - не акцентируйте на них внимание ребенка. Если кроха находится в не очень комфортных условиях в семье, давайте ему выговориться, проговорите его проблемы.

Как лечить тик и болезнь ли это?

Вопрос "лечить или нет" возникает перед каждым, кто узнал на себе все прелести тиков.

В связи с этим необходимо отметить такие обнадеживающие факты:
1. Страдающему тиками не угрожает снижение интеллекта.
2. Тик не является психическим заболеванием.
3. Тик не страшен сам по себе, да неприятен, но нестрашен. Он не ведет к инвалидизации.

Т.о. после появления тиков в течение какого-то времени их не лечат, справедливо надеясь на улучшение. Самоизлечение, кстати, происходит в 40% случаев. Может, на самом деле, это и не самоизлечение, а грамотное поведение мамы и окружающих, но условно назовем его так. Если же в течение нескольких месяцев изменений к лучшему не произошло, приступаем к следующему этапу. Иногда тики усугубляются, т.е. вместо ожидаемого выздоровления происходит ухудшение состояния. Конечно, в такой ситуации, приступают к терапии немедленно. То же самое касается случаев, когда появившийся тик серьезно мешает ребенку (например, он похрюкивает в классе), значительно влияя на его психологическое равновесие.

Лечение тиков проводится союзом двух специалистов - невропатолога и психолога. Применяемые медикаментозные средства достаточно серьезны, потому назначать их может только врач, оценивая выраженность тиков и многое другое. Все без исключения препараты для терапии тиков токсичны, а потому в помощь им, а часто как самостоятельный метод используют поведенческую терапию.

Этот метод называется "habit reversal" (отмена привычки) и разделен на три компонента.

Первый - тренировка несовместимой с тиком реакции. Попросту говоря, это противодействие тиковому мышечному сокращению. Например:

  • При подергиваниях головы - сокращайте затылочные мышцы (смотря по обстоятельствам, одновременно опускайте подбородок вперед и вниз)
  • при подергиваниях плеч вверх - плечи опускайте вниз;
  • при подергиваниях плеч вперед - руки держите опущенными вниз и прижимайте к спинке стула или к собственным ногам.

Второй компонент метода - тренировка в улучшении восприятия собственного тика. Ребенок описывает его, если надо повторно, с помощью зеркала. Затем он указывает ситуации, в которых тики бывают особенно часто. После этого человечек выполняет свой тик произвольно и пытается уже заранее заметить его наступление. На незамеченный тик ему указывают. При этом важно, чтобы малыш сознательно шел на лечение своего тика. Ни в коем случае нельзя постоянно акцентировать внимание на тике в случае, если этот акцент не несет лечебных целей, согласованных с крохой.
Цель этих мероприятий - научить ребенка по возможности замечать все свои тики еще до их наблюдаемого проявления.

Третий и главный компонент метода - соединение упражняемых несовместимых реакций с правилом инициирования для тика. Каждый раз, когда ребенок регистрирует приближение или появление какого-то тика, он выполняет несовместимую реакцию в течение 3 минут.

Максимальный эффект от тренировок может быть достигнут при сочетании их с релаксационными мероприятиями. И, конечно, всесторонней родительской любовью, заботой и поддержкой.

Не болейте!

Татьяна Конотопская, невропатолог
Татьяна Филь, психолог

Copyright  ©  "Золотой Ус"  2005-2024.